Экспедиция в Каратауский Государственный Природный Заповедник. (UNFF-0015) QTH Loc – MN43IN KDA - N-14
Желание посетить горы Каратау у меня возникло давно. Будучи в командировке, мотался я по тем краям и издалека отметил для себя необычный горный массив. Позже выяснил, что это горный хребет Каратау. Очень протяженный и таинственный для меня. Я никак не мог собрать в то место компанию, чтобы подробнее познакомится с горами Каратау и заповедником в частности.
И вот, Бинго! Моя мечта посетить Каратауский Государственный Природный Заповедник начала сбываться в момент опубликования «Группой Путешествующих радиолюбителей» своих планов на 2018 год. Совпадало всё. Долгие выходные, теплая погода, знакомый маршрут, наличие средств и самое главное – желание.
Созвонившись с Виктором UN7GIT, были решены вопросы обеих к сборам. Технический вопрос был решен сразу, а вот вопрос команды оставался нерешенным примерно до 15 марта. К счастью, единомышленники нашлись. Вот только радиолюбителем в нашей команде из 4 человек был только я. Но ничего. Нам это не помешало прекрасно провести время, познакомится с новыми людьми, отдохнуть на природе, набраться опыта и зарядиться энергией для будущих экспедиций.
ДОРОГА. Из Караганды мы выдвинулись 21 марта в 7:30 в составе 4 человек на одной автомашине повышенной проходимости.
Состав: Антон, Саша, Кирилл и Евгений – UN7PDB
Автомобиль – TOYOTA LAND CRUISER PRADO 78.
Дорога до Жезказгана ничем примечательным не запомнилась, поэтому опустим эту часть пути. Скажу только, что, несмотря на весеннюю нестабильность, погода стояла хорошая, светило солнце и асфальт был сухой. Только лишь на подъезде к Жезказгану, небо начало хмуриться.
В Жезказган мы прибыли в районе обеда. Имея возможность не заправляться на АЗС, мы потратили время на поход в продуктовый магазин. Докупив то, что забыли или не успели по разным причинам купить, отобедали в местном кафе «Экспресс» и устремились на работу к Леониду UN7RAS (надо было кое-что передать). Все это время нас сопровождал на «двойке» Ярослав UN7RDP. Железки были переданы, Леонид пожелал нам «Счастливого пути» и мы тронулись. Ярослав еще некоторое время «провожал» нас.
Впереди нас ждала очень увлекательная, зубодробильная и потрясающая (от слова «трясти») дорога в Кызылорду. До Кызылорды доехать цели не было. План был стать на ночлег, примерно не доезжая 50 км до города. Для того, чтобы наблюдать запуск с космодрома БАЙКОНУР транспортного пилотируемого корабля (ТПК) «Союз МС-08», который состоялся 21марта в 23:44 местного времени. На радость нам облачность была не сильная. А удаленность стартовой площадки всего 185 км.
Пока варился ужин, поставили палатки. Поужинали и только успели затушить костер, чтобы не засвечивал небо, как над горизонтом мы увидели поднимающийся вверх факел. Разумеется, с такого расстояния ночью мы могли наблюдать только свет, испускаемый первой ступенью. Спустя несколько секунд факел пропал из виду. Мешала полоса облаков, смога и пыли. Через несколько секунд мы вновь увидели «нашу» ракету. Но на этот раз это была светящаяся точка красно-оранжевого цвета скользящая по небосклону с запада на восток. Параллельно с визуальным «контролем» нам посчастливилось еще и слушать «борт».
Командир ТПК «Союз-08» Олег Артемьев периодически давал различные рапорты:
- …принято, на борту порядок!
- …ожидаем... (имеется в виду, ожидают отделения первой ступени)
- Есть отделение первой ступени…, почувствовали… на борту порядок, самочувствие экипажа отличное!
- …выдали Р 13…, параметры бортовых систем в норме, репортаж принимаем.
- …приняли. Выдали команду Р-11, параметры бортовых систем в норме, на борту порядок, самочувствие экипажа праздничное! (конечно, Наурыз же на дворе)
- …ожидаем… (имеется в виду отделение второй ступени)
Отделилась вторая ступень! С земли мы наблюдали за этим процессом. Не часто такое увидишь вживую.
Олег рапортует: - Есть отделение второй ступени!
Очень красиво. Светящаяся вспышка в ночном небе… и ошметки ракеты в разные стороны!
И т.д.
Приводить весь монолог не буду, скажу только, что на протяжении 7 минут сигнал был, от очень сильного в зените до нуля на излете. Более 7 минут нам повезло принимать радиосигнал с борта «Союз МС-08».
Помахав ручкой вслед гаснущему огоньку ракетоносителя, мы разбрелись по своим «домам отдыха», т.е. по палаткам. Оставалось очень мало времени для сна. Особенно мне, как бессменному водителю. Подъем запланировали в 5:30, чтобы с первыми петухами рвануть навстречу основным приключениям.
Как и было запланировано, подъем состоялся в назначенный час. Кое-как собрав мужество, вытащили себя из теплых спальных мешков. Чай, сбор вещей и снова в путь. Кызылорду мы проскочили в предрассветных сумерках.
Впереди нас ждали 300 километров дороги с отличным покрытием. Поэтому основной проблемой было не расслабится и не превысить допустимый предел разрешенной максимальной скорости на радость нашим доблестным сотрудникам, и не уснуть. 250 километров проскочили на одном дыхании. Лишь на подъезде к Туркестану мы посетили древнее городище Сауран (XIII-XVIII вв.).
Задержались там примерно на час. Но была вероятность «застрять» там куда дольше: Саша с Антоном нашли яму, из стен которой, после зимней спячки выковыривались черепахи!
Но нами была запланирована встреча с «Путешествующими Радиолюбителями» в Туркестане, поэтому мне приходилось постоянно подгонять моих спутников.
ТУРКЕСТАН
И вот Туркестан. Наши коллеги из группы UP44WFF ждали нас около мавзолея Ходжа Ахмеда Яссауи.
Но добраться туда было не просто, так как на календаре было 22 марта – Наурыз. Праздничные народные гуляния, перекрытые дороги, отменные местные водители, разбитые дороги. В общем, всё для людей. Создалось впечатление, что всем есть дело до праздника, кроме нас. Потому как мы были сосредоточены на преодолении вышеупомянутых препятствий и препонов, и приняли это как испытание, ниспосланное на наши грешные головы, в столь сакральном месте. Кое-как мы методом научного тыка отыскали нужный путь и прибыли к месту встречи. Казалось бы, не заметить 10 метровую мачту и «радиоюрту» Сергея UN6GAO сложно, но мы с первого взгляда не заметили.
Поэтому позвали на «двойке», состыковались, встретились, познакомились и после непродолжительных сборов, двинули в сторону Кентау.
КЕНТАУ
В Кентау у нас было несколько задач: покушать, заправить автомобили топливом, заскочить в магазин, получить пропуска и разрешение на посещение заповедника. Со всеми этими задачами справились мы быстро, потому что нас любезно сопровождали местные радиолюбители UN7NBE Икрам и UN7NU Дамир.
И вот, пропуска получены! Можем ехать! К сожалению, пришлось распрощаться с Икрамом. Он остался в Кентау. Свои дела-заботы. Разобравшись по машинам, двинулись красивым таким, явно выделяющимся на фоне местного автопарка, караваном.
КАРАТАУ. ПОЛЯНА. 22 марта.
От города до места стоянки в заповеднике мы ехали не долго. Грунтовая дорога, больше напоминающая каменную мостовую, то и дело петляла между сопками, перебираясь с одного берега на другой местной речушки Кантаги.
Стали на одной из предложенных нам егерем стоянке. Отличное место. Речка, мостик, умеренные сопки, пара беседок и кострище.
Быстро определившись, кто, где будет стоять, «поставились» и принялись устанавливать «радиоюрту» в рабочее положение.
Запустили генератор и спустя некоторое время, в эфир уже летел сигнал «QRZ… здесь UP44WFF» фото17
Надо отметить, что погода в этот день стояла по-настоящему праздничная: солнечно, тепло. И мы, представители Центрального Казахстана, не могли упустить возможность искупаться в открытом естественном водоеме 22 марта! Вода на удивление была не холодная. Вокруг летала очнувшаяся после зимней спячки различная живность, дул легкий ветерок по ущелью. После установки «радиоюрты» я начал устанавливать свою мачту, антенну, трансивер и т.д. Ничего не предвещало беды. И вот, как только я все установил-соединил, пробное «аллёёё…» на «восьмидесятке»… как откуда не возьмись, налетели тучки, потом тучи, усилился ветер, грянул гром, засверкали молнии и заморосил дождик.
В этот вечер я «работать» постеснялся. Но в отличие от меня, бесстрашная команда UP44WFF немного переждав, снова стала на общий вызов. Периодически сменяя друг друга.
Виктор UN9GD также работал и телеграфом.
Поужинав под большим шатром все командой, я отправился спать. Под шум дождя спалось просто отлично. Но мысль о том, что если пойдет сильный дождь и палатку подтопит снизу, пару раз за ночь посещала. Но все обошлось.
23 марта
Утро выдалось солнечным, безветренным, но прохладным. Проснулся я практически позже всех, поэтому к общему завтраку не успел. К моменту моего пробуждения часть коллектива уже ушла из лагеря: кто погулять, кто за красивыми фотографиями, а кто-то даже за целыми репортажами!
Позавтракав, я пошел проверять своё антенно-фидерное хозяйство. Все оказалось на месте. От дождя и ветра немного провисли оттяжки моей «КШМки». Поправив этот момент, включился на «восьмидесятку» и обнаружил очень сильную помеху по всему диапазону. 8 баллов по S-метру. Как оказалось несколько минут спустя, помеху давал генератор. И началось... Череда экспериментов не давала мне с Кириллом покоя практически до вечера. Мы его и заземлял и относили на расстояние примерно метров 70 (столько было удлинителей). Отключался от сети 220В и подключался к бортовой сети автомобиля и т.д… ничего не помогало. Было предложение опустить его в речку, но почему-то не поддержали )). Параллельно с нашими экспериментами и работой в эфире, Виктор UN7GIT успевал еще и ловить рыбу.
Свободные от эфира члены экспедиции, готовили еду, пили чай, вели светские беседы, наводили порядок в лагере. В общем, день пролетел. Стали подходить наши «туристы». Уставшие, некоторые даже верхом,
но очень довольные. Члены моей команды Саша и Антон сетовали на обилие ручейков и небольших бродов, перед которыми каждый раз приходилось разуваться и обуваться вновь.
К вечеру натянуло тучки, но без воды. Воспользовавшись этим я включился таки на «восьмидесятке». Сквозь помеху, как оказалось можно спокойно работать, потому что основные корреспонденты в это время суток на этом диапазоне это корреспонденты из южных соседних стран, которые «валили» на 599++ и с лёгкостью заглушали помеху. Звал долго и упорно, но связей всего получилось 18 штук. Да, не спорю, слабовато, но ничего не поделаешь. Самое главное, как говорится – участие.
24 марта – день отъезда.
Учитывая то, что нам уже сегодня надо было уезжать домой, встать пришлось немного раньше, чем вчера. Собирать, паковать и складывать надо ВСЕ вещи. С утра успел еще провести связь на 5.360 МГц с Жезказганом, со Славой UN7RDP. Он нам поведал о неблагоприятных погодных условиях в Карагандинской области. Но мы это и так почувствовали. Потому как температура воздуха в Каратауском Государственном Природном Заповеднике была явно ниже климатической нормы и составляла примерно 7 градусов Цельсия выше нуля. Договорившись со Славой «встретиться» завтра на «двойке» ближе к обеду, мы приступили к демонтажу и укладке нашей нехитрой радиопередающей аппаратуры, мачты и прочей сопутствующей мелочевки.
И вот вещи уложены. Подкрепившись перед дальней дорогой отменной шурпой, многочисленный коллектив экспедиции, начал занимать места для группового фото.
И самый грустный момент. Момент прощания и расставания. Но что поделать! Мы же расстаёмся только для того, чтобы встретиться вновь.
А перед финальным прощанием, «Группа Путешествующих Радиолюбителей» преподнесли мне небольшой подарок. Кепку с логотипом UNFF и позывным UP44WFF.
Очень приятно. Спасибо! И распрощавшись окончательно, мы двинулись в обратный путь. На «двойке» нас сопровождали до самого Кентау.
Те же самые 300 километров идеального асфальта от Туркестана до Кызылорды пролетели быстро. В Кызылорде заехали на АЗС с целью заправить авто и наполнить кухонный газовый баллон. С дизельным топливом проблем не возникло, а вот с газом нам отказали. Сказали «не положено». Ну и ладно. Бе-бе-бе… У нас есть туристические маленькие газовые плиточки и газ к ним. Одну ночь как-нибудь продержимся.
Отъехав примерно километров 200 от Кызылорды, пришло время становиться на ночлег. Свернув с трассы вправо, в сторону реки Сарысу, нашли обалденную полянку, окруженную высоким кустарником. Выйдя из теплой машины, обнаружили, что температура окружающей нас среды стала еще ниже(все-таки на север едем). Пришлось напялить подштанники и куртку с капюшоном. Быстро сварганив ужин, и еще быстрее уничтожив его, расползлись по «люлькам». Завтра нас ждала та самая « очень увлекательная, зубодробильная и потрясающая(от слова «трясти») дорога». Но на этот раз в Жезказган.
25 марта.
Особой нужды просыпаться и вставать рано, у нас не было, но видимо очень хотелось домой, да и дорожный режим уже выработался. Поэтому подскочили все в 8 утра. Подкрепившись нехитрой кашкой, попили кофе и двинулись дальше. В сторону дома.
Как и прогнозировалось, грейдерная часть пути еще не высохла после снего-дождя, который прошел пару дней назад. И из зубодробильной, сухой и потрясающей, дорога превратилась в склизкое, пластилиновое, плохо управляемое направление.
Разъезд с не многочисленным встречным транспортом порой был затруднён. Движение иногда осложнялось наличием одной колеи и на первый взгляд гладких обочин.
Но вблизи становится ясно, что это скользкая, изрезанная промоинами разных размеров, западня. И как показывает личная практика и чужой опыт движение по обочинам, особенно ночью, очень опасно.
Потихоньку преодолели эту «размазню» и добрались до «асфальта». Лучше бы это был вышеупомянутый грейдер. Наконец «асфальт» сменил асфальт, и мы благополучно докатились до границы уверенного радиоприема «двойки», радиолюбителей Жезказгана.
Как и 21 марта на «двойке» нам отозвался UN7RDP Слава. Я вкратце поведал ему о нашей поездке. Мы опять заскочили на работу к Леониду UN7RAS. Поздоровались, немного поболтали, я отмыл фары, стекла и гос.номер нашего авто и двинули дальше. Отъехав километров 30 от Жезказгана, решили отобедать. Надо отметить, что погода была не прохладная, но пасмурная и ветреная. Выставив машину «мордой» на ветер, устроили в багажнике кухню. Сварили воды, залили кипятком лапшу быстрого приготовления, открыли пару рыбных консервов и запили все это горячим чаем с печенюшкой. И опять нам в некотором смысле повезло. Мимо нас, по трассе прошли несколько «УРАЛов» с Российсикими номерами. В одном из них были загружены остатки второй ступени «СОЮЗа», запуск которого мы наблюдали несколько дней назад. Т.е. мы имели честь наблюдать практически весь жизненный цикл Ступени.
В очередной раз сложив вещи в багажник поехали домой. Не спеша, поддерживая на «двойке» беседу с Ярославом мы снова двинулись в путь. Связь постепенно ухудшалась и на удалении примерно километров 40, стала совсем неразборчива. На очередной горочке распрощались и я ускорился. Уже немного поджимало время. В городе нам надо было быть в 20.00
В Караганде мы были в 19.30. Шёл дождь. Я развез своих спутников по домам. Сам, разумеется, тоже отправился домой. Разгружать машину, «переваривать» увиденное, сортировать немногочисленные фотографии и тд.
Для справки скажу, что мы проехали 2640 километров. Наш автомобиль блестяще выдержал все тяготы и лишения. Лишь заднее левое колесо начало немного спускать. Познакомились с большим количеством хороших людей. Увидели много прекрасных мест. В общем, отлично провели время. Праздники и выходные выдались насыщенные и прошли не зря. Т.е. не на диване или на какой-нибудь площади с шашлыком из субпродуктов не известного животного.
Путешествуйте и наслаждайтесь жизнью! Разумеется с Радио!
Евгений UN7PDB
73!
Фотоматериалы
Дмитрия UN9GDE
Антон Миронов |